О нас

логотип Союза-3Союз художников Астаны, основанный в1961 году, занимает одну из важных страниц в  художественном пространстве Казахстана. За более полувековой период  существования союза, произошли значительные общественно-политические, исторические и культурные изменения не только в Казахстане, но и на всей территории некогда единого коммунистического государства. Эти процессы, отразились не только в становлении и формировании союза, но и в творческих поисках многих поколений художников. Каждый из них, оставил обширный культурно- исторический  документ, свидетельства времени.

Время основания союза, пришлось на беспрецедентное событие союзного масштаба, которым явилось массовое освоение целинных земель, произошедшее  в 50-60 годы 20 века. Эта тема широко освещалась в советской прессе, шла обширная пропаганда популяризации этого процесса: в музыке, в кинематографе в изобразительном искусстве. Из Москвы в 1954 году на Целину  приезжали художники на этюды, такие как Т. Салахов, В.Е. Цигаль, Л.Рабинович и др. Итогом этих поездок становились выставки посвященные Целине. Выпускались каталоги и книги. Романтизация этого предприятия а также государственное обеспечение, привлекло в регион не только молодых специалистов аграриев, но и людей творческих профессий. Эти события стали импульсом в развитии культуры и искусства в регионе.

в Целиноград приехали молодые живописцы, выпускники Ленинградского художественного института им. И. Репина, Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства и других крупных художественных школ. Живописцы: В.Товтин, В. Кучеровский, Д. Якубовский, Б.Бельтюков, М.Порунин, А. Бургаев, П.Яковлев, В. Цеденов, А. Терехов. В.Холуев, А.Свитич, В. Толчинский, О.Шелепугин, М. Антонюк. Скульпторы:Л.Колотилина,Ю.Буштрук, Э.Яблонская.

Эти художники основали и сформировали союз художников Астаны, стали первыми его участниками.

Союз создавался на базе художественно- производственных мастерских. Спустя восемь лет со дня образования Союза художников, им было предоставлено здание с производственными цехами и просторными мастерскими, которое и сейчас является домом художников.Вышеназванные мастера по своему пытались осмыслить функцию искусства в том времени в котором жили, роль своего места в нем. Художники этого периода были ответственны за идейно-художественную направленность творчества, этого требовала советская идеология. В условиях «зрелого» социалистического общества от работников искусства требовалась партийная принципиальность, развитие социалистического реализма как основополагающего творческого метода. В литературе, кино, театре насаждался определенный идеал поведения, олицетворяющего положительного советского человека.
Главной темой 60 годов советской изобразительной культуры являются гражданственность творчества, восприятие действительности через труд. Трудовая деятельность, выступающая как совокупность социальных и психологических аспектов, по разному воплощалась в живописи молодых шестидесятников. Главную задачу в осуществлении этих «уставов» соц.времени, живописцы видели в героизации образа строителя, целинника- первопроходца.
В это время рождаются новые живописные полотна, монументальная скульптура и графика, ставшие художественными документами времени, олицетворившие лицо советского периода.
Ближе к началу 70 — 80 годы , ряды членов союза постоянно пополняются новыми именами, выпускниками не только союзных художественных вузов, но и казахских школ изобразительного искусства. В это время в союз пришли художники : А.Блинов, А. Терехов, Н.Цымбулов, М.Туксаитов, М.Шаталов, А. Полунин, А.Диникеев, Н.Терещенко, Г.Гончарова; к середине 80 годов : Л.Жанпеисова, С.Витюк, К.Кажекенов, В.Пирожков.